Педагогику называют наукой и искусством.
"Пусть ваш воспитанник будет непокорным,
своевольным – это несравненно лучше,
чем безмолвная покорность, безволие".
(Сухомлинский В.А.)
Даже не вдаваясь в длительные размышления, хочется сказать: безусловно, педагогика это и наука, и искусство.
Спорить с тем, что Педагогика – это наука, думаю, в наши дни уже ни кто не станет. Педагогика давно приобрела статус науки.
Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.
Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение.
Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера", это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам и т.д.
Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей, теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. Но в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики, следующее - это наука о воспитании человека.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что педагогика это наука.
Теперь поговорим о педагогике как об искусстве.
Думаю, у этого утверждения тоже не найдется слишком много оппонентов. Поскольку процесс воспитание поистине можно сравнить с искусством, особенно если вспомнить таких метров как Антон Семенович Макаренко, Виктор Фёдорович Шаталов, Василий Александрович Сухомлинский.
Давайте дадим определение искусству, что бы разобраться в данном вопросе.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.
Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному.
Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Если рассматривать искусство как вид деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному, или направленный на создание эстетически-выразительных форм, то да, безусловно, Педагогика – это искусство.
С уважением,
Источники информации:
1. Лихачев Б. Т. Сластенин В. А. "Педагогика"
2. Библиофонд. Электронная библиотека. http://www.bibliofond.ru
3. Википедия
Педагогика на данном этапе - все же искусство, которое посредством науки может достичь совершенства ремесла.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Сергей, за Ваш отзыв. Безусловно, если педагог относится к воспитанию своего подопечного как созданию и творению в нем чего-то прекрасного - это искусство. Согласна с Вами:)
ОтветитьУдалитьУважаемая Наталья, здравствуйте. За окном март 2017, а ваша статья так же свежа, как в момент написания. Можно сказать уверенно, что наука не может без искусства, как и наоборот. А когда ты встречаешь единомышленника и расстаешься с ним, остается дружески помахать ему во след. Спасибо, краткая и понятная работа. Успехов Вам. С уважением.
ОтветитьУдалитьЗа окном апрель 2020, а статья всё также актуальна))
Удалить