Страницы

вторник, 29 января 2013 г.

Коротко о технике отражения чувств клиента

Определение означающее содержание техники отражения чувств клиента, это: Уточнение своими словами высказанных клиентом чувств и переживаний.



«— отражение чувств. Определить, что абонент (кли­ент) чувствует и отразить это для него, например: "... и это заставляет Вас печалиться и негодовать» (Меновщиков В.Ю Введение в психологическое консультирование).

Т.е. психолог уточняет своими словами высказанные клиентом чувства.

В ходе приема говорит в основном клиент; реплики, замечания, интерпретации консультанта должны быть по возможности более краткими и редкими.
Для того чтобы успешно следовать этому принципу, надо хорошо представлять себе, зачем это, собственно говоря, нужно. Эмоции, чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль, тревога, жалость, надежда и др. Поэтому очень важно, показать клиенту, что мы его слышим, правильно понимаем, помочь клиенту: разобраться в своих чувствах.
Познание и отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей.

По мнению Римаса Кочунаса, отражение чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания, перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные клиентом в признаниях.

Важно обратить внимание на баланс фактов и чувств в консультативной беседе. Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих переживаниях и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов.

На мой взгляд следующие способы отражения чувств клиента не подходят и даже неприемлемы, так могут оказать негативное воздействие на ход беседы и консультирование в целом.

Выражение консультантом чувств клиента на языке невербального общения, могут быть просто не понятны клиенту.

Демонстрация клиенту неадекватности и не адаптивности его чувств, на мой взгляд, вообще недопустима. Задача психолога понять чувства клиента и помочь ему разобраться в этих чувствах, а не дать ему понять, что его чувства неправильные.

Вербализация не высказанных клиентом чувств, о которых консультант догадывается по невербальным проявлениям клиента и особенностям ситуации, также считаю неприемлемым. А если психолог не прав в своих предположениях, а клиент может уцепиться за эту мысль и развивать ее в себе, в своих переживаниях, тем самым мы создадим только новую проблему, а не поможем клиенту.

Самый приемлемый и правильный способ отражения чувств клиента – это уточнение своими словами, понятными клиенту высказанных им чувств и переживаний.

С уважением, Наталья Кандалинцева

2 комментария:

  1. Очень интересно. Я не психолог но мне эта тема очень близка.
    Когда я пытаюсь помочь близким и говорю то, что поняла, меня воспринимают в штыки.
    А когда речь идет о других людях, то я предпочитаю промолчать, конечно, это не случаи, когда человек приходит ко мне за психологической помощью. Это случаи, когда мне просто видно со стороны.

    ОтветитьУдалить
  2. Юлия, спасибо Вам огромное за комментарий! В общении с близкими не всегда все просто. Казалось бы мы близкие родные люди, но порой испытываем сложности в общении. Здесь много нюансов и вопросов. Возможно Вам понравится серия моих публикаций из этого блога
    14. Коммуникативные барьеры (часть 1)
    15. Коммуникативные барьеры (часть 2)
    16. Коммуникативные барьеры (часть 3)
    Посмотрите в закладке "Все статьи блога".
    Желаю Вам удачи и хорошего настроения!
    С уважением,

    ОтветитьУдалить