Определение означающее содержание техники отражения
чувств клиента, это: Уточнение своими словами высказанных клиентом
чувств и переживаний.
«— отражение чувств. Определить, что абонент
(клиент) чувствует и
отразить это для него, например: "... и это
заставляет Вас печалиться и негодовать» (Меновщиков В.Ю Введение в
психологическое консультирование).
Т.е. психолог уточняет своими словами
высказанные клиентом чувства.
В ходе приема говорит в основном
клиент; реплики, замечания, интерпретации консультанта должны быть по
возможности более краткими и редкими.
Для того чтобы успешно следовать этому
принципу, надо хорошо представлять себе, зачем это, собственно говоря, нужно. Эмоции,
чувства в консультировании и психотерапии, по выражению Bugental (1987), как
кровь в хирургии: они неизбежны и выполняют очистительную функцию, стимулируют
заживление. Чувства очень важны в процессе консультирования, но не являются
самоцелью, хотя достижению целей помогают именно сильные чувства: страх, боль,
тревога, жалость, надежда и др. Поэтому очень важно, показать клиенту, что мы
его слышим, правильно понимаем, помочь клиенту: разобраться в своих чувствах.
Познание и отражение чувств клиента
представляется одной из главнейших техник консультирования. Эти процессы
больше, чем техника, они непременная составляющая отношений двух людей.
По
мнению Римаса Кочунаса, отражение
чувств тесно связано с перефразированием высказанных клиентом мыслей — разница
лишь в том, что в последнем случае внимание сосредоточивается на содержании, а
при отражении чувств — на том, что скрыто за содержанием. Желая отражать
чувства клиента, консультант внимательно выслушивает его признания,
перефразирует отдельные утверждения, но ориентируется и на чувства, выраженные
клиентом в признаниях.
Важно обратить внимание на баланс
фактов и чувств в консультативной беседе. Отражая чувства клиента, консультант
концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь
клиенту разобраться в своих переживаниях и (или) испытать их полнее,
интенсивнее, глубже. Отражение чувств означает, что консультант является как бы
зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств.
Отражение чувств способствует возникновению межличностного, эмоционального
контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его
внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться
в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение
внутренних конфликтов.
На мой взгляд следующие способы
отражения чувств клиента не подходят и даже неприемлемы, так могут оказать
негативное воздействие на ход беседы и консультирование в целом.
Выражение
консультантом чувств клиента на языке невербального общения, могут
быть просто не понятны клиенту.
Демонстрация
клиенту неадекватности и не адаптивности его чувств, на мой
взгляд, вообще недопустима. Задача психолога понять чувства клиента и помочь ему
разобраться в этих чувствах, а не дать ему понять, что его чувства
неправильные.
Вербализация
не высказанных клиентом чувств, о которых консультант догадывается по
невербальным проявлениям клиента и особенностям ситуации, также
считаю неприемлемым. А если психолог не прав в своих предположениях, а клиент
может уцепиться за эту мысль и развивать ее в себе, в своих переживаниях, тем
самым мы создадим только новую проблему, а не поможем клиенту.
Самый приемлемый и правильный способ отражения чувств клиента – это
уточнение своими словами, понятными клиенту высказанных им чувств и
переживаний.
С уважением, Наталья Кандалинцева
Очень интересно. Я не психолог но мне эта тема очень близка.
ОтветитьУдалитьКогда я пытаюсь помочь близким и говорю то, что поняла, меня воспринимают в штыки.
А когда речь идет о других людях, то я предпочитаю промолчать, конечно, это не случаи, когда человек приходит ко мне за психологической помощью. Это случаи, когда мне просто видно со стороны.
Юлия, спасибо Вам огромное за комментарий! В общении с близкими не всегда все просто. Казалось бы мы близкие родные люди, но порой испытываем сложности в общении. Здесь много нюансов и вопросов. Возможно Вам понравится серия моих публикаций из этого блога
ОтветитьУдалить14. Коммуникативные барьеры (часть 1)
15. Коммуникативные барьеры (часть 2)
16. Коммуникативные барьеры (часть 3)
Посмотрите в закладке "Все статьи блога".
Желаю Вам удачи и хорошего настроения!
С уважением,