Страницы

четверг, 9 мая 2013 г.

Образование – как общечеловеческая ценность.


Друзья!



Сегодня о том, что такое образование и каковы его функции. Тема может показаться заумной, но на самом деле вопрос интересный и даже где-то философский. 



Я попытаюсь в своей статье ответить на следующие вопросы:

Что такое образование?
Что такое общечеловеческая ценность? 
Каковы функции образования как общечеловеческой ценности?
И в конце статьи - Заключение.

Что такое образование?

Для того, что бы понять, почему образование – это общечеловеческая ценность, необходимо понять, что такое образование? Приведу определение:

Образование — это целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).  Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. 

Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы…. 

В широком смысле слова, образование — процесс или продукт «формирования ума, характера или физических способностей личности…»

В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому.

В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других вузах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через Интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Уже из самого определения видно, что образование – это общечеловеческая ценность, поскольку его цель воспитать человека в соответствии с общечеловеческими принципами и с учетом интересов общества и государства. Образование по своей сути призвано воспитывать гражданина своего народа.

Что такое общечеловеческая ценность? 

Что бы развернуто ответить на поставленный вопрос, давайте посмотрим, что такое общечеловеческая ценность (ОЦ)?

Общечеловеческая ценность - это теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции, собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка. 

Можно сказать иначе, что мне ближе и понятнее:

Общечеловеческие ценности  – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

На мой, взгляд, ОЦ это некая сила, которая задает направление в развитии человека, делает его жизнь более полной. ОЦ создает некие границы, нормы и правила, но при этом не ограничивает свободу человека, а наоборот толкает его на развитие, способствует его образованию и самообразованию и раскрытию собственного потенциала.

Ценности, о которых мы говорим, составляют основу национальных культур, религий и носят абсолютный и  универсальный характер. Универсальность их проявляется  в том, что они способствуют  развитию каждого человека в отдельности, и в тоже время на основе общечеловеческие ценностей  может быть найден  ключ к решению  глобальных проблем стоящих перед человечеством в целом. Определенно, что источником этих ценностей является сам человек. ОЦ достаточно много – здесь можно говорить и о любви к своим родным и близким, о любви к родине, природе, животным, о патриотизме, человеческих принципах, уважении к старшим, грамотности,  чистоте и культуре речи, заботе о детях, здоровье и прочее. Спектр ОЦ широк и многогранен и его можно еще продолжать. И конечно, здесь становится очевидным, что образование входит в этот спектр, поскольку мы говорим о грамотности человека, о его образованности.

Каковы функции образования как общечеловеческой ценности?

Что бы говорить о функциях образования как общечеловеческой ценности, нужно понимать какие в принципе существуют функции образования. 

Образование выполняет социальные и личностные функции.

Социальные:

формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; 

содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества; 

развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; 

подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности и функционированию в современном социуме.

Личностные:
Самым главным критерием личностного образования является то, что оно должно обеспечивать приоритет развития над обучением. 

Таким образом, образование можно рассматривать как в социальном, так и в личностных планах. Мы видим, что образование - очень сложное и многоаспектное явление, что, несомненно, перекликается с многогранностью и сложностью понятия общечеловеческих ценностей. 

На данном этапе, хочу выделить ряд характеристик образования, которые, на мой взгляд, выступают в подтверждение того, что образование с вышеперечисленными его функциями является общечеловеческой ценностью:

  1. его цели и задачи определяются обществом, и одновременно образование выступает важным фактором развития общества; образование является составным компонентом культуры;
  2. это открытая, гибкая и целостная система преемственных образовательных программ, государственных стандартов, образовательных учреждений и органов управления;
  3. это целенаправленный и непрерывный процесс и результат развития личности путем научно организованного обучения, воспитания и самообразования;
  4. это достигнутый и подтвержденный гражданином определенный ценз, который удостоверяется соответствующим документом.


В наше время уже можно почувствовать, что образование все больше преобразовывается в самообразование. И главной задачей образовательных учреждений становится не образование, как образование в принципе, а создание максимально благоприятных условий для того, что бы человек мог самообразовываться и заниматься саморазвитием. 

Но, тем, не менее, саморазвитие должно осуществляться в рамках общечеловеческих ценностей.

Заключение.

В данной статье я постаралась изложить ответы на вопросы: 

Почему образование – это общечеловеческая ценность? 
Каковы функции образования как общечеловеческой ценности?                           

Для того, что бы получить ответы на поставленные вопросы мы рассмотрели понятие общечеловеческой ценности и дали определение образовательному процессу. В результате некоторых рассуждений мы пришли к выводу, что образование является общечеловеческой ценностью (ОЦ), поскольку ОЦ определяется целым рядом ценностей: любовь к своим родным и близким, родине, природе. 

Здесь же мы говорили и о таких ценностях как патриотизм, человеческие принципы, уважение к старшим, грамотность, энтузиазм, чистота и культура речи, заботе о детях, здоровье и прочее. Все это можно объединить таким понятием как образованность.  

Так же мы рассмотрели основные функции образования, которые так же характеризуют его как общечеловеческую ценность. И пришли к пониманию, что одной из важных задач образования на сегодня является создание благоприятных условий для самообразования. 

Учиться – значит учить себя!

Одна из таких возможностей - это наша школа.


С уважением, 
Наталья Кандалинцева

Комментариев нет:

Отправить комментарий