Страницы

вторник, 27 ноября 2012 г.

Что такое супервизия?


Друзья! 


Сразу хочу предупредить не всем будет интересна эта статья. Скорее всего она может заинтересовать начинающих психологов, кем я сама являюсь, либо того, кто серьезно интересуется психологией. Итак, что такое супервизия психолога-консультанта? 

«Супервизия – это процесс, во время которого 
супервизор и супервизируемый вместе узнают 
что-то новое – о пациенте, друг о друге, о себе.» 
The Supervisosry encounter - D. Jacobs

В переводе с английского супервизия (supervision) означает надзор. Однако, принято считать, что супервизия это наблюдение за чьей-то работой. Наблюдение более опытного коллеги за работой, например, психолога-консультанта, терапевта, преподавателя. В итоге или по ходу наблюдения, происходит обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий. 



Как известно, человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству.
Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.

Супервизия необходимое направление в профессиональной психологической деятельности. В нашей стране ему есть куда стремиться и развиваться. Существуют профессиональные тренинги и программы, по которым готовят супервизоров. Сам супервизор должен постоянно совершенствоваться, развиваться и не отказываться от помощи более опытного коллеги. Каким бы профессиональным не был специалист, он, прежде всего человек и ему никогда не помешает помощь и профессиональная поддержка.

Хороший супервизор — это человек, верящий в уникальность, обучаемость и потенциальные возможности своего подопечного, человек, который высоко ценит человеческие взаимоотношения. Хэмбли, 1992. С. 48
Супервизия важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста психолога-консультанта.

Супервизия – это универсальная форма поддержки психологов-консультантов, позволяющая им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за эту работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. 

В процессе прохождения супервизий специалист имеет возможность учиться: 

- лучше понимать своих клиентов; 

- осознавать собственные чувства по отношению к клиентам и свои реакции на них; 

- путем анализа, происходящего между психологом и клиентом в процессе терапии и происходящего между супервизором и супервизируемым в процессе супервизии разбираться в тонких оттенках терапевтических отношений; 

- лучше увидеть степень эффективности использования собственных терапевтических интервенций, насколько они применяются своевременно, в подходящем месте и подходящим образом, какое влияние оказывают на терапевтические отношения и продвижение клиента к намеченным целям; 

- структурировать консультанционные взаимодействия как в течении отдельной сессии, так и в процессе работы в целом; 

- находить и лучше использовать свои потенциальные возможности в работе. 

В супервизиях мы учимся не только лучше, эффективнее работать. Они также являются очень значимым источником получения необходимой профессиональной поддержки. Это особенно ценно для начинающих терапевтов.

Супервизии также помогают специалистам перестать делать одни и те же ошибки в своей работе, называя иногда это частью своего индивидуального стиля терапии.

Обобщая, можно говорить о 3-х основных функциях супервизий: 

- образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей; 

- поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов; 

- направляющая (нормативная), подразумевающая контроль психолога-консультанта над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны, предрассудки). 

В супервизорской системе основными составляющими (фокусами) являются: 

-          состояние супервизируемого (имеется в виду не только эмоциональное состояние, но и в целом процессы внутри психолога и их воздействие на его работу), касающееся как представляемого им случая своей работы, так и непосредственно проявляющееся на супервизорской сессии; 

-          отношения между супервизором и супервизируемым терапевтом, которые становятся основой анализа скрытой динамики проявлений психолога-консультанта; 

-          впечатления супервизора (предположения, «подозрения», «неясные чувства»), связанные с супервизируемым или его клиентом и возникающие во время супервизорской сессии. 

Основная функция супервизора заключается в поддержке и консультировании обучающегося психотерапевта, психолога, тренера, предоставлении ему возможности рефлексировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение.

Этапы или структура супервизорской сессии:

1й этап. Потребность: Установления контакта со своими чувствами, обретение уверенности в эффективности психотерапевтического воздействия. Супервизия: Работа с проекциями. Преодоления страха перед клиентом и профессиональной не успешностью. 

2й этап. Потребность: Обретение способности удерживаться в контакте со своими чувствами и с клиентом, укрепление веры в возможности психотерапии. Супервизия: Исследования возможности опираться на свои ресурсы, и привлекать ресурсы окружающей среды. 

3й этап. Потребность: Проверка на себе эффективности психотерапии. Супервизия: обретение способности не терять контакта с клиентом, качество психотерапевтических интервенций. 

4й этап. Потребность: Обретение собственного профессионального “Я”. Супервизия: Обретения собственного стиля в работе.

Такая классификация, на мой взгляд, позволяет удобно ориентироваться в запросе психолога-консультанта и выполнить максимально эффективно назначение супервизии.

С уважением,
Наталья Кандалинцева

2 комментария:

  1. Наталья, мне конечно от психолога далеко, но у меня в голове возникла картинка, сначала такая:
    "...Внимание к нам едет ревизор". Потом после прочтения всей статьи такая: "Анализ и квалификация проделанных любых дел приводит к наивысшему результату".

    А ведь мы все анализируем и тогда видим результаты, взять например школу "Старт в Интернет", в которой Ты чудесно справляешься с должностью помощника администратора - мы видим воочию результаты работы в команде и росте каждого из нас не только курсантов школы, но и модераторов.

    Благодарю за пост.
    Так хочется читать твои посты.

    ОтветитьУдалить