Страницы

четверг, 18 апреля 2013 г.

Эффективное обучение. Введение.


Друзья,

сегодня начинаю серию публикаций на тему: Эффективное обучение.

Введение.

Что бы говорить об эффективном обучении, необходимо понять, как происходит этот процесс. Почему новый материал зачастую важный и даже интересный по своей сути дается нам тяжело и ни как не хочет запоминаться. Что бы ответить на эти вопросы необходимо иметь представление, как устроен человек - его нервная система. Дабы ни превращать тему разговора в научную публикацию, расскажу о строении нервной клетки и ее функциях коротко и на примерах. 

Каждая мозговая клетка (нейрон) содержит в себе многокомпонентную электрохимическую микропроцессорную и передающую систему, которая, несмотря на свою сложность, способна уместиться на кончике иглы. Каждый нейрон по виду чем-то напоминает осьминога, у которого, помимо собственно тела, может быть несколько десятков, сотен, а то и тысяч «щупалец». Каждое «щупальце» похоже на ветку дерева, исходящую из центра, или ядра, клетки. Такие ветки в составе нейрона называют дендритами. Одна из них, как правило, наиболее крупная и длинная  называется аксоном и является основным каналом, по которому нейрон передает информацию.

Длина дендритов и аксонов может варьироваться от одного миллиметра до полутора метров, и по всей их длине наблюдаются небольшие грибовидные утолщения, именуемые дендритными шипиками и синаптическими бляшками.

Углубляясь в этот микроскопический мир, мы обнаружим, что каждый дендритный шипик и синаптическая бляшка наполнены сложным комплексом химических веществ, являющихся основными носителями информации в ходе осуществления мыслительного процесса. Эти самые шипики и бляшки нейрона образует связи с аналогичными органами другого нейрона. И когда электрический сигнал возбуждает нейрон, происходит передача химических агентов от одного нейрона к другому через малое заполненное жидкостью пространство между ними. Химические агенты входят в контакт с поверхностью принимающего нейрона, что ведет к электрохимическому импульсу, который следует сквозь принимающий нейрон в направлении к соседнему и т. д.

При кажущейся простоте принципа каскад информации, в действительности, проходящей через нервные окончания (синапсы), поистине грандиозен по своему объему и сложности. Этот процесс, сравним с Ниагарский водопадом, взятым в микроскопическом масштабе. Каждый нейрон способен ежесекундно принимать сотни тысяч импульсов от других нейронов. О том, что имела место передача информации – сообщения, мысли, воспоминания и т. п. – от одного нейрона к другому, свидетельствует остаточный электромагнитный трек, именуемый иначе «следом памяти».

Всякий раз, когда нас посетила какая-то мысль, сопротивление, оказываемое прохождению агентов, переносящих ее по определенному пути, в следующий раз будет ниже.

Вам приходилось гулять по лесу? Не по проторенному, а по настоящему - дикому?

Когда вы идете по непроторенной местности в первый раз, вам предстоит немало мучений, поскольку придется пробираться и сквозь буреломы и навалы, сквозь плотный нижний ярус. Во второй раз вам придется легче, учитывая проделанную в первый раз брешь. Чем чаще вы проделаете тот же самый путь, тем меньше будет сопротивление среды, пока после многих повторений не образуется совершенно чистая тропа, идти по которой вам более не составит никаких усилий. 

Нечто подобное происходит и у нас в мозгу: чем больше повторений случается с некой идеей, тем с большей легкостью мозг обрабатывает эту информацию. Поэтому повторение увеличивает вероятность повторения. Иными словами, чем большее количество раз происходит «ментальное событие», тем вероятнее, что оно повторится вновь.

Возвращаясь к аналогии с диким лесом, повторное использование тропы не позволяет ей зарастать и одновременно увеличивает вероятность, что по ней пойдут вновь и вновь. 

Важно - чем более аналогичных тропинок, путей вы сумеете проделать в синоптическом пространстве своего мозга, тем более ясным, скорым и эффективным будет ваше мышление.

Границы человеческого интеллекта во многом обусловлены именно способностью мозга, создавать и использовать подобные мыслительные паттерны (ходы, связи).

Подведем итог всему вышесказанному:
  • Нервная клетка и нервная система сложный и потрясающе великий механизм.
  • Мыслительный процесс -  это цепь передающейся информации от одной нервной клетки к другой
  • Чем больше повторений случается с некой идеей, тем с большей легкостью мозг обрабатывает эту информацию. Повторение увеличивает вероятность повторения. Иными словами, чем большее количество раз происходит «ментальное событие», тем вероятнее, что оно повторится вновь.
  • В развитии мышления важно ходить не по уже проторенным (легким) путям, а создавать все новые и новые. Здесь важно - чем больше аналогичных тропинок, путей вы сумеете проделать в синоптическом пространстве своего мозга, тем более ясным, скорым и эффективным будет ваше мышление
Литература: Тони и Барри Бьюзен "Супермышление"
С уважением,
Наталья Кандалинцева

6 комментариев:

  1. Спасибо! Верна пословица:Повторение-мать учения.

    ОтветитьУдалить
  2. Надежда, спасибо большое за Ваш комментарий! Эта пословица совершенно справедлива!

    ОтветитьУдалить
  3. Наташа, действительно все так и происходит. Впервые услышанная информация кажется нам чрезвычайно сложной для понимания, чем чаще мы повторяем подобные темы, тем лучше она нами понимается и осмысливается. Через определенный период времени вдруг видишь, что ранее недоступное становится ясным и понятным без дополнительных объяснений.

    ОтветитьУдалить
  4. Лена, спасибо за комментарий. Все верно подметила, со мной тоже такое бывало. Что непонятно вначале, после некоторых повторений становится элементарным:)

    ОтветитьУдалить
  5. Наташа информация интересная и понятная .В жизни так всё действительно и происходит.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Тамара! Да, информация действительно стоит внимания. Я буду продолжать эту тему на своем блоге:) Спасибо за отзыв!

      Удалить