Страницы

вторник, 16 апреля 2013 г.

Коммуникативные барьеры (часть 3)


Друзья,

теперь, пожалуй, самой интересное и полезное, что необходимо знать! 

Как преодолевать коммуникативные барьеры?


Несколько основных принципов взаимопонимания в общении. 

  • Владение профессиональным языком. 
  • Уровень взаимопонимания прямо связан с уровнем интеллектуального развития того, кто дает информацию и того, кто ее воспринимает. 
  • Уровень взаимопонимания обусловлен полнотой информации. 
  • В основе эффекта взаимопонимания - логичность изложения и последовательность обоснования. 
  • Концентрированность внимания. Чтобы понять, нужно не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник.

Возможные пути преодоление барьеров межличностной коммуникации.

Как преодолевать барьеры отрицательных эмоций.

Барьер общения.

Рационального способа поведения для преодоления барьеров общения, возникающих на основе отрицательных эмоций, который можно предложить всем без исключения, не существует. В процессе общения мотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. В такой ситуации человек склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер становится объектом, на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком неэффективно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому выход из такой ситуации не демонстрация слабости, а наоборот, смелость или даже великодушие.

Барьер плохого настроения.

Преодоление эмоций, связанных с плохим настроением, ставится вопрос о том, вести или не вести диалог с человеком, переполненным отрицательным зарядом. В данной ситуации имеет место факт, что один из партнеров осознает свое состояние или состояние своего партнера. Так как плохое настроение часто передается собеседнику, ожидать достижения соглашения, взаимопонимания в такой ситуации невозможно. Поэтому выход из такой ситуации - перенесение беседы либо вовсе отказ от беседы.

Барьер первого впечатления.

Преодоление барьера первого впечатления носит двойной характер. Сюда можно отнести такие составляющие как манера одеваться, манера выражать свои мысли, умение держать осанку, невербальные проявления. Для эффективности процесса коммуникации партнерам по общению необходимо осознавать, что внешний вид не играет в данном случае большой роли. Важным является умение правильно излагать свои мысли.

Как преодолевать барьеры речи.

Логический барьер.

Логический барьер можно преодолеть лишь путем: «идти от партнера», пытаясь понять как он строил свои умозаключения.

Стилистический барьер.

Для преодоления стилистического барьера основывается на двух приемах структурирования информации:

  • Правило рамки.

Суть состоит в том, что начало и конец разговора должны быть четко ограниченными. В начале любого разговора выясняется цели и намерения, ожидание и результаты. А в конце как правило подведение итогов, сделаны выводы. Это способствует наилучшему восприятию информации, так как существует психологический феномен, которым пользуются многие ораторы: люди запоминают лучше начало и конец информации. Начало информации способствует возникновению симпатии, а конец остается в памяти. Можно сказать, что начало и конец выступления чаще всего запоминается аудиторией. В повседневной жизни правило рамки часто нарушается. Зачастую начав разговор по поводу одной проблемы, партнеры забывают о ней и завершают общение совсем по другому поводу. Такой разговор становится лишним. Не понятно, к какому выводу пришли, а главное нужно возвращаться к этой проблеме снова.

  • Правило цепи.

Правило цепи определяет строение информации как бы «изнутри». Следовательно, информация необходимая для анализа проблемы соединена в цепь по каким то признакам. Способы соединения информационных цепей могут быть разные: Это «во-первых», «во-вторых» и т.д.; информация может быть проранжирована. Также коммуникация может, выстраивается в логических цепях. Например « если это так, то это тоже так». Использование правила цепи облегчает партнеру понимание информации.

Семантический барьер.

Чтобы преодолеть семантический барьер нужно понять особенности мышления партнера, т.е понять его лексику, в каком смысле использовано то или иное значение слова.

Фонетический барьер.

Для преодоления барьера необходимо работать больше над собой, развивать акцент, учиться говорить внятно и достаточно громко.

Способы преодоления всех барьеров имеют препятствие личностного роста. К факторам личностного роста относят: честолюбие, стремление к высокому статусу, ответственность перед окружающими. А также можно включить такие факторы как нехватка уверенности в себе, отсутствие нужных навыков и т.д.

Друзья, 
желаю всем нам удачного преодоления жизненных барьеров,
в том числе и коммуникативных.


Читайте также:

С уважением,
Наталья Кандалинцева


5 комментариев:

  1. Наташа, это именно то, что должен понимать каждый человек. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Точно точно! Многие слушают, и не слышат! А выстраивание рамок очень важно еще с другой точки зрения: человек может дергать по поводу и без, и в итоге - Вы все время отвлекаетесь - решаете чьи-то проблемы, а потом оказывается, что свои вопросы Вы не решили;а еще начинаете нервничать по этому поводу.Поэтому очень важно установить рамки:договориться с человеком, что когда Вы заняты, чтоб Вас не отвлекали: так Вы и время сэкономите, и энергию, и сделаете гораздо больше и своих дел, и другим поможете.

    Ценная информация, спасибо.Желаю поменьше иметь барьеров в жизни, а имеющиеся успешно преодолевать!

    ОтветитьУдалить
  3. Владение данной информацией уже позитив. Каждому человеку важно знать, что существующие коммуникативные препятствия можно преодолеть. Главное, к этому стремиться, быть внимательным человеком, ориентированным на собеседника. Информация, изложенная в трех публикациях, очень полезна для тех, кто часто проводит деловые беседы. Спасибо, Наташа.

    ОтветитьУдалить