Страницы

понедельник, 15 апреля 2013 г.

Коммуникативные барьеры (часть 2)

Друзья,

продолжаю серию публикаций на тему 
«Коммуникативные барьеры». 

 
В предыдущей статье мы поговорили о том, что такое барьеры в целом, какую роль они выполняют в жизни человека. Дали определение коммуникативным барьерам. 




В этой статье об основных функциях барьеров. 


Выделяют несколько основных функций барьера: 
 
•    стабилизация, барьер останавливает движение;
•    коррекция, столкнувшись с препятствием, движение меняет направление;
•    энергетизация: энергия движения накапливается под влиянием барьера;
•    дозировка: барьеры дозируют движения;
•    торможение: барьер замедляет движение;
•    лишение: барьер ослабляет функциональные возможности.
 
Роль барьера в жизни природы очень велика, как и в жизни общества и отдельной личности.

Барьеры в жизни личности.

По отношению к человеку в роли барьеров выступают самые разные факторы: смена обстановки, неожиданный вопрос, нехватка информации, препятствие в виде дерева упавшего на дорогу, недостаток самообладания, усталость, пространство, время и т.д.

Барьер - это психологический феномен, в котором отражены свойства объекта - ограничивать проявления жизнедеятельности человека, препятствовать удовлетворению его потребностей.

Понятно, что Барьер – это субъективно-объективная категория. Что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Замечали, наверное, что некоторых людей ставит в тупик, казалось бы, простой вопрос, а другой отвечает на него с легкостью, практически не задумываясь. Это особенности нашей с вами психики, зависит это от индивидуальности нервной системы.

Как уже было сказано выше, существуют внешние и внутренние барьеры. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннюю трудность. Внешние барьеры связаны с внутренними. Они сопровождаются эмоциональным стрессом, огорчением, раздражением и т.д.

В нашей жизненной деятельности, барьеры играют очень важную роль. Именно барьеры дают импульс к движению, обусловливают содержание этой самой деятельности и то, как эта деятельность будет осуществляться. Барьеры структурируют нашу деятельность в некоторые фазы. Давайте их рассмотрим.

Барьер определяет четыре фазы структуры деятельности: 

  • 1 фаза – ориентировочная. Под влиянием ценностно-информационных барьеров развиваются ценностные отношения, способность ориентироваться в новых ситуациях, осуществлять выбор целей с учетом внешних и внутренних условий.
  • 2 фаза – программирование. В качестве помехи выступает структурно-информационный барьер. Эта фаза учит планировать постановку и решение проектировочных задач в деятельности.
  • 3 фаза - реализация программы. В качестве помехи выступает предметно-преобразовательный барьер. Под влиянием барьера развивается мастерство исполнения.
  • 4 фаза продиктована барьером рассогласования. Фаза прививает навыки самоконтроля. Достигнутое теряет свое очарование, что стимулирует постановку новых, высоких целей.
Согласитесь, приятно осознавать, что барьер – это не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Анализируя  фазы, которые определяются барьером, я сделала вывод, что барьеры, встречающиеся на нашем пути,  толкают нас к развитию и самоорганизации.

Теперь вернемся непосредственно к Коммуникативным барьерам.

Под коммуникативным барьером
обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее.

Выделяют 4 класса коммуникативных барьеров:

1. Барьеры, обусловленные факторами среды. К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации. Это акустические помехи, отвлекающая окружающая обстановка, температурные условия, погодные условия. Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности человека. 

2. Технические барьеры. Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи». Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения. Па первый взгляд может показаться, что в мире современных технологий коммуникативные проблемы решены, но это далеко не так! На мой взгляд, чем сильнее мы стараемся автоматизировать свою жизнь, тем выше вероятность возникновения барьеров связанных именно с техническими аспектами (поломка переговорного устройства, слабое интернет-соединение, незнание каких-то правил использования техники и т.д.).

3. Человеческие барьеры. (Это наверное тема для отдельной статьи). Человеческие барьеры можно разделить на межъязыковой, социальный, психологический, психофизиологический, социо-культурный барьеры коммуникации.
  • Межъязыковые барьеры - участники коммуникации говорят на разных языках и не могут найти общего в общении.
  • Социальные барьеры - барьер связан с разными положениями в обществе и разным социальным группам. Социальный барьер делится еще на барьеры: барьер разного уровня жизни; барьер национальных культур; барьер лжи и обмана.
  • Психологические барьеры - в качестве психологических барьеров могут выступать некоторые психические состояния (индифферентность, безразличие, апатия и даже депрессия) и психические свойства личности (замкнутость, застенчивость, стыдливость). Психологические барьеры выполняют две основные функции: функция психологического препятствия и функция психологической защиты.
  • Психофизические барьеры. Такие барьеры могут возникать вследствие психофизических нарушений (заикание, картавость, потеря голоса, глухота).
  • Социо-культурные барьеры. Люди являются представителями определенных социальных качеств. Они являются представителями той или иной нации, социальной группы. Все это порождает социо-культурные барьеры.
4. Барьеры сообщения. Здесь семантический барьер – это когда в сообщении используется многозначные слова. Фонетический барьер, в сообщении используется быстрая, невыразительная или медленная речь; акценты (звуки- паразиты). Стилистический барьер - стиль сообщения не соответствует ситуации существования. Логический барьер - внутри сообщения сложная логика рассуждений. Профессиональное неприятие. Нестандартные участники сообщения. Инерция включенности - при столкновении сообщения с другими проблемами, яркость и значимость в сообщении не является настолько сильной, чтобы отвлечь его.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали, а самое главное слышали.

А для многих из нас умение «донести» свое мнение, свои знания до партнера - часть профессии, поэтому мы должны уделять достаточное внимание проблеме коммуникативных барьеров. Совершенствоваться и приобретать навыки их преодоления.

Рассмотрим, какие бывают барьеры в межличностной коммуникации, но для начала дадим определение, что такое эмоции?

Эмоции - это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия и неудовольствия, радости и страха, и т.п. Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты и стрессы.

Барьеры в межличностной коммуникации:
 
1) Барьер отрицательных эмоций. Здесь можно выделить барьер общения, который возникает на почве страдания или даже горя. Барьер общения вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. А так же барьер страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций – плохие переменные разговора. Носители таких качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.

2) Барьер плохого настроения. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, черствости окружающих и собственной черствости. Человек с плохим настроением - плохой работник и еще худший партнер в общении.

3) Барьер восприятия.
Каждый человек стремится, чтобы его понимали. Но не все при этом стремлении делают все необходимое для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремление отчетливым, цели обоснованными. В общении в возникшем непонимании чаще всего виноваты обе стороны. Чтобы достичь максимального эффекта коммуникации, требуется отдать отчет в том, что существуют барьеры речи, установки, впечатление.

4) Барьер речи. Эмоциональное состояние человека существенно сказывается на его речи. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции. В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. Существенное значение в том, как влияют эмоции на речь, играет тип высшей нервной деятельности. Слабая нервная система затрудняет четкое изложение материала, логику рассуждения. Излишняя заторможенность не позволяет гибко реагировать на внезапно возникшие затруднения в общении. Излишняя возбудимость способствует поспешности: слово опережает мысль. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, чаще попадает в нелепые ситуации.

5) Барьер установки. Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто не начав разговор, человек бывает, убежден в неправоте своего собеседника. В основе такого разговора лежит установка, т.е. сформировавшаяся в человеке оценка или стереотип. Психологи утверждают, что установка есть у каждого человека. Обладатели статичных установок с трудом адаптируются, не коммуникабельны. Установки создают в общении впечатление, что у человека нет своего мнения, а устойчивые установки говорят о том, что собственные принципы собеседнику дороже всякой реальности.

6) Барьер первого впечатления. Общение приводит к контакту с новыми людьми. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее, оно часто ошибочно. « Не судите, да не судимы будете…» - сказано в Евангелии, и в этом безусловная истина. Прежде чем судить, нужно присмотреться, прислушаться, оценить… Впечатление, производимое человеком на своего партнера по общению, имеет большое значение. Его манеры в общении раскрывают его статус воспитание, статус, культуру, а иногда и профессию. Следовательно, первое впечатление о человеке может многое сказать. И если отрицательное первое впечатление по всем этим характеристикам переносится на предмет обсуждения, тем самым формируется барьер первого впечатления.

7) Барьер взаимопонимания.
Главная проблема общения – это отсутствие взаимопонимания.

Друзья, на данном этапе мы довольно подробно рассмотрели понятие барьера в целом и непосредственно коммуникативного барьера. Рассмотрели, какую роль выполняют барьеры в жизни человека, дали определение и раскрыли понятие коммуникативного барьера. А так же рассмотрели возможные причины возникновения коммуникативных барьеров, дали классификацию коммуникативным барьерам, описали, какие бывают барьеры в  межличностной коммуникации.

И тем самым поставили новую задачу: как же преодолевать коммуникативный барьер.

Об этом читайте в следующей статье, которая будет завершать серию публикаций на тему "Коммуникативные барьеры".


Коммуникативные барьеры (часть 1)





С уважением,

Наталья Кандалинцева

7 комментариев:

  1. "Барьеры" зачастую, мы себе сами ставим и рисуем в мозгах, это точно. Рост личности, рост финансовый и любой другой проходит через преодоление барьеров, через преодоление препятствий, другого не дано: мы или растем или деградируем!

    ОтветитьУдалить
  2. Согласна, что мы где-то сами строим барьеры, но ведь это и не плохо, поскольку именно барьер, заставляет нас задуматься, взвесить, осмыслить, возможно изменить стратегию, "набраться сил перед прыжком", а может и вовсе отказаться от прыжка... Спасибо, Виталина!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Само слово барьер можно воспринимать по разному.
    1. Барьер - это препятствие на пути к достижению цели, тогда такие барьеры надо убирать, работать над собой.
    2. Барьер - это то, что не позволяет нам делать неверные шаги на пути к достижению цели, такие барьеры надо в себе развивать.
    Допустим барьер Плохого настроения. Окружающим не важно, что у вас произошло, от чего плохое настроение, они хотят вас видеть улыбающимся, несущим радость и позитив.
    Люди умеющие ставить Барьер на свое Плохое настроение быстрее добьються успеха в любом деле.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно точно! Позитивные люди быстрее добиваются успеха.И с ними приятнее общаться и хочется иметь дело.

      Удалить
  4. Наташа, действительно, очень важно знать о наличии различных коммуникативных барьеров. Говорят, если человек владеет информацией, он вооружен. Здесь тоже самое: знаешь, что барьер существует, значит необходимо устранить его с пути информации. И каждый здесь в состоянии сделать очень много - суметь настроиться на личность собеседника, донести информацию предельно четко, ясно и доступно и т.д. Только вместе собеседники в состоянии устранить препятствия и суметь достигнуть взаимопонимания.

    ОтветитьУдалить
  5. Очень интересная статья, завтра перечитаю. Спасибо!

    ОтветитьУдалить