Мышление
как высшая форма познавательной деятельности.
Жизнь постоянно ставит перед человеком разные по своей сложности задачи и
проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей и неожиданностей требует от
человека более глубокого познания мира, открытия в нем новых свойств,
закономерностей и связей. Каждый человек в своей жизни делает множество
открытий, и необязательно эти открытия являются великими и ценными в масштабах
всего человечества.
Проблема мышления долгое время изучалась в рамках философии и логики. В
настоящее время вместе с философией и логикой исследованием мышления занимаются
психология и многие другие научные дисциплины: физиология, кибернетика,
лингвистика и т.д. Специфика психологии состоит в том, что она изучает мышление
конкретного человека в его реальной жизни и деятельности.
Психологическое исследование природы мышления исходит из различения
чувственного и рационального познания. Для ориентации человека в природном и
социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия.
- Во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с
их внешним обликом, доступным восприятию.
- Во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны
восприятию— они не выражены в наглядных свойствах.
- В-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в
момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека, с
помощью восприятия невозможно познать то, что уже случилось (прошлое), и
то, чего еще нет (будущее).
Мышление раскрывает то, что непосредственно не дано в восприятии. Основная
задача мышления заключается в выявлении существенных, необходимых связей,
основанных на реальных зависимостях посредством отделения их от случайных
совпадений во времени и пространстве. В процессе мышления осуществляется
переход от единичного к общему. Таким образом, мышлению свойственно обобщенное
отражение действительности.
В процессе мышления субъект использует различного рода средства,
выработанные человечеством с целью проникновения в существенные связи и
отношения предметного и социального мира: практические действия, модели, схемы,
символы, знаки, язык и др. Опора на культурные средства характеризует такую
особенность мышления, как его опосредованность.
Таким образом, традиционные определения мышления, которые можно встретить в
большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака:
обобщенность и опосредованность.
Мышление — процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности
в ее существенных связях и отношениях.
Важно отметить еще две особенности мышления:
- Связь с действием. С.Л.Рубинштейн писал: «Мышление теснейшим образом
связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее,
понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или
действие — мышлением; действие — это первичная форма существования
мышления. Первичный вид мышления — это мышление в действии и действием,
мышление, которое совершается в действии и действием выявляется»;
- Связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление. Его
становление происходит в процессе общения людей друг с другом.
Формирование специфически человеческого мышления в онтогенезе возможно
лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.
Мышление как высшая психическая функция обладает четырьмя взаимосвязанными
признаками, каждый из которых по-своему характеризует роль речи в его развитии:
- Во-первых, собственно человеческий мыслительный акт является
социальным, «разделенным» между людьми, что отражает общественный характер
трудовой деятельности, и для его осуществления необходима речь как
средство коммуникации;
- Во-вторых, мышление возникает как процесс, опосредствованный сначала
материальными орудиями труда, а затем — системой знаков, в том числе
устной и письменной речью, т.е. средствами закрепления и передачи
общественно-исторического опыта;
- В-третьих, понятийное, логическое мышление является произвольным, речь
выступает при этом как система средств, овладевая которой человек может
сознательно управлять мыслительным процессом, организовывать совместную
мыслительную деятельность;
- В-четвертых, мышление как высшая психическая функция обладает
системным строением, т.е. построена на материале различных натуральных
процессов («ручного» интеллекта, непроизвольного внимания, памяти,
воображения и др.), и именно речь является тем основным «инструментом», с
помощью которого эта система организуется и существует как единое
психическое образование.
Для описания проявлений мышления в психологии применяется определение
мышления в широком смысле как активной познавательной деятельности субъекта,
необходимой для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном
мире. Для изучения конкретных механизмов мышления в психологической науке
говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную
(психологическую) структуры. Объективно задача включает в себя:
- Набор определенных условий;
- Требование, которого нужно достичь.
С психологической стороны требованию задачи соответствует субъективно
поставленная цель, а условиям — средства ее достижения. Таким образом, задача —
это цель, заданная в определенных условиях, а решение задачи — процесс
достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств. Если в
прошлом опыте субъекта имеются готовые средства достижения цели, то решение
задачи фактически сводится к использованию сформированного мыслительного
действия, воспроизводству готового знания. Такой вид мышления называют
репродуктивным.
Отсутствие готовых средств решения характеризует особый вид
интеллектуальных задач — проблему. То, что является проблемой для одного
человека, для другого может ею и не быть. Проблемная ситуация возникает при
недостатке информации и неудовлетворенности потребностей, когда есть конфликт
между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. В ситуации
отсутствия готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска и
созидания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с
поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой.
Противоречия между целью и средствами являются движущей силой процесса
мышления.
Решение проблемной ситуации осуществляется в несколько этапов:
- Первый этап связан с осознанием проблемной ситуации;
- На втором этапе происходит анализ условий, выделение того, что
известно, и того, что неизвестно, в результате чего проблема превращается
в задачу;
- На третьем этапе осуществляется ограничение зоны поиска исходя из
прошлого опыта субъекта;
- На четвертом этапе появляются гипотезы как предположения о способах
решения задачи;
- Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы; а шестой — ее
проверку, в которой гипотеза соотносится с исходными условиями. Если
проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения. Если
нет — то процесс решения продолжается снова и происходит до тех пор, пока
решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
Важное значение для принятия правильного решения и успешного решения задачи
имеют знания, они составляют основу для выдвижения гипотез. При этом огромную
роль играет словесная формулировка. Правильно поставленный вопрос нацеливает на
решение задачи. В решении мыслительных задач велика также роль наглядных
образов, схем, чертежей.
Литература:
1. Дружинин В.Н.
Психология общих способностей. СПб 1999.
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004.
3. Рубинштейн C.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998
4. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1996.
5. Тихомиров O.K. Психология мышления. М. 1984.
6. М.Вертгеймер. Продуктивное мышление
7. Ж.Пиаже. Суждение и рассуждение ребёнка.
8. Л.С.Выготский. Мышление и речь
9. Ж.Пиаже.
Психология интеллекта
Похожие статьи в этом блоге:
Спасибо за воскрешение памяти. Такое ещё в институте учили и экзамены сдавали. классно!
ОтветитьУдалитьКак раз сейчас изучаю, пишу курсовые и сдаю контрольные!:) Светлана спасибо, Вам!
Удалить