Страницы

суббота, 2 февраля 2013 г.

Память человека

Поговорим сегодня о памяти человека.

Приобретение знаний, накопление в памяти информации и способность к ее воспроизведению позволяют человеку приспосабливаться к окружению. Без этих способностей планомерное достижение желаемых результатов и сознательное избежание неудач было бы невозможным.



Фазы памяти. 

Существует три фазы памяти:
  • Усвоение информации, запоминание (обучение).
  • Накопление информации.
  • Воспроизведение информации («извлечение»).
Однако сравнивать головной мозг человека
с электронным информационным каталогом нельзя. В нашей памяти сохраняется только часть усвоенной нами информации. Кроме того, большую часть однажды полученной информации человек забывает или она вытесняется в подсознание, как сказал бы З. Фрейд. К тому же в памяти остаются не мельчайшие детали, а общее впечатление. «Задачей» механизмов запоминания, скорее всего, является защита головного мозга человека от избытка информации, т. е. происходит четкий отбор и фильтрация получаемой информации. Объем запоминаемой информации связан с умением создавать ассоциации между отдельными частями материала.

В конце прошлого века исследователь памяти Эббингауз проводил эксперимент, пытаясь запомнить бессмысленную и стереотипную информацию. Этот опыт можно сравнить с механической «зубрежкой» слов или фактов. Он выявил несколько закономерностей:
  • Качество процесса приобретения знаний прямо пропорционально отведенному ему времени (гипотеза затраченного времени).
  • Сколько времени должно пройти до того момента, когда то, что однажды было выучено, можно будет «извлечь» из тайников памяти? Выяснилось, что чем чаше материал повторялся, тем быстрее человек его запоминал.
  • В первые несколько дней человек очень быстро забывает полученную информацию, однако даже по прошествии одного месяца с момента ее заучивания он способен вспомнить около 20% материала.
От чего зависят результаты запоминания?

Скорость этого процесса зависит от сложности и смысла усваиваемого материала. Иллюстрируемые понятия запоминаются быстрее, чем абстрактные. Запоминание материала частями более результативно, чем попытка заучить весь сразу. При осмысленном заучивании в памяти остается намного больше информации, чем при механическом.
Большинство исследователей отдает предпочтение модели трехэтапного запоминания.

Кратковременное запоминание

Зрительные и осязательные впечатления запоминаются примерно через 0,2 секунды, а затем снова забываются. Так обеспечиваются получение информации и беспрерывная деятельность памяти.

Кратковременная память.

Кратковременная память характеризуется способностью механически запоминать информацию. Сведения в ней хранятся около 30 секунд. Столько времени нужно, чтобы без особых усилий запомнить номер телефона или только что услышанную фамилию. Однако если эти сведения не закрепляются повторением или осмысленным заучиванием, то они тут же забываются. Известна сверхкороткая память, связанная с системами органов чувств - с ее помощью запоминается большое количество информации, которая хранится очень недолго.

Долговременная память.

При повторении информация «циркулирует» в кратковременной памяти и передается в большую систему вторичной памяти, где усваиваемый материал хранится несколько часов или лет. Однако факты, попавшие в эту память, со временем все-таки забываются, т. к. их «выталкивают» другие, позже усвоенные сведения.

Некоторые вещи человек никогда не забывает.

Фактов, накапливаемых в третичной памяти, человек никогда не забывает (своего имени, повторяемого в течение многих лет, а также, как надо читать, говорить или писать).

Закономерности в запоминании

При проведении многочисленных опытов была замечена некоторая закономерность:
  • Слова, находящиеся в начале или конце группы, запоминаются легче, чем находящиеся в середине.
  • Слова с похожим смыслом человек группирует для облегчения запоминания.
  • Если в ряду слов, относящихся к одной области, возникает слово, не принадлежащее к ней, то оно легче запоминается (вино, роза, сок).
Почему мы забываем?

Часто человек с сожалением замечает, что в его памяти «размылась», казалось бы, хорошо усвоенная информация. Не считая общих рассуждений по поводу того, что забывание - это защитный механизм, предохраняющий головной мозг от избытка раздражителей, в психологии существует много теорий, объясняющих, почему люди совсем или частично забывают то, что когда-то было ими усвоено.

Теория интерференции

В процессе запоминания в головном мозге образуются структурные следы памяти, т.н. энграммы, которые с течением времени разрушаются. Новый материал вытесняет старый. Такое подавление называется ретроактивным. Между тем проактивная интерференция проявляется тогда, когда то, что было выучено ранее, вытесняется тем, что выучено позднее. Проактивная интерференция - более весомый фактор, т.к. в памяти накоплено много ранее усвоенных фактов. Поэтому согласно этой теории, причиной забывания является то, что для новой информации просто «не хватает» места. Намного важнее, чем человек занимался с момента фиксации в его памяти определенных событий до того, как он их вспомнил, а также точность их воспроизведения. Если в перерыве между двумя лекциями человек спит, тогда взаимная интерференция знаний, накопленных во время лекций, будет меньше, чем в том случае, если он будет заниматься активной деятельностью. Если на обеих лекциях усваивался похожий материал, то эффект интерференции больше, чем при усвоении абсолютно разного материала.

Теория разрушения структурных следов

Со временем структурные следы памяти человека стираются и, в конце концов, исчезают совсем. В этом случае главная роль отводится времени, а давно полученные знания можно восстановить путем их повторения.

Теория вытеснения Фрейда

Фрейд полагал, что в действительности человек ничего не забывает, просто в определенные моменты начинает действовать защитный механизм вытеснения. Желая избежать возникновения неприятных ощущений и болезненных воспоминаний, мы «выталкиваем» их в подсознание. Это утверждение Фрейда в большей степени связано с событиями, затрагивающими «эмоциональную сферу» (эмоциональную память). Анализ снов и применение метода свободных ассоциаций частично подтверждают теорию Фрейда.

Чувства влияют на память

Результаты экспериментов показывают, что чувства играют огромную роль при воспроизведении той или иной информации. В этом случае большое значение имеет интенсивность чувств, а не их качество. Было ли чувство приятным или нет для более позднего воспоминания не столь важно. Важнее интенсивность чувства на тот момент, когда событие имело место и личная уверенность в его весомости.
В результате опроса пожилых людей выяснилось, что события, глубоко потрясшие их и оказавшие огромное влияние на их жизнь, сохранялись в памяти очень долго. Более того, они прекрасно помнили и ситуацию, при которой то или иное событие имело место. Не зря говорят, что жизненно важные моменты остаются в памяти навсегда.
Если человеку дают выучить словосочетания, в которых есть местоимение «я», то позднее он быстрее вспомнит те, которые связаны с его личным «я»., т. к. они вызывают более сильные эмоции и внутреннюю активность.

Эмоции и память

Факты, связанные с сильными эмоциями, остаются в долговременной памяти. Между тем в кратковременной памяти сохраняются незначительные волнения. Желая успешно сдать экзамен, рекомендуется, чтобы степень выраженности волнения была «средней». Отрицательное влияние на результаты оказывает как слишком большое волнение (нервозность), так и слабо выраженные эмоции (равнодушие).

Источник информации http://doktorland.ru.

Читайте также Внимание человека

С уважением,
Наталья Кандалинцева


8 комментариев:

  1. Наталья, мне интересен материал вашего блога, т.к. я увлекаюсь психологией. С удовольствием стану вашим читателем.

    ОтветитьУдалить
  2. Елена, спасибо, большое. Постараюсь оправдать доверие!!!:)

    ОтветитьУдалить
  3. Прочитала и эту статью.Очень много нового для меня в ваших работах.С удовольствием захожу на ваш блог.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина, Спасибо Вам большое за вашу оценку. Буду стараться и дальше соответствовать:)

      Удалить
  4. Наташа,полностью согласна, что события, связанные с применением личного я, остаются надолго в памяти и всегда, более четкие. Добросовестное выполнение домашних заданий, тоже оставляет след в памяти человека. Когда - то, сын учил вслух стихи, а я ему подсказывала, когда он спотыкался. Он не мог поверить, что я их помню со времен школы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зинаида, Вы абсолютно правы! Стихотворения разученные в школьном возрасте мы зачастую помним всю жизнь. У меня тоже есть такие. Например, в школе я выучила стихотворение "Вишня", а теперь это стихотворение знают моя младшая сестра, все племянники, а сейчас мы его разучиваем с моей дочкой:)

      Удалить
  5. Наташа, добрый вечер. Статья очень интересная, но я с психологией раньше никогда не имела дела (не изучала), поэтому некоторый материал может не совсем поняла. опять таки возвращаемся к вниманию. Но действительно то, что касается лично себя "я" помнится дольше и всякие стрессовые ситуации вспоминаются быстрее. Про стихи и материалы проходившие в школе это так и есть, всплывают в памяти быстро, даже иногда удивляешься, что ты это еще помнишь. Благодарю Вас за ваши статьи и материалы в вашем блоге. Все очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  6. с удовольствием читаю ваши статьи по психологии,жалею,что когда сама училась-это было не столь глубоко воспринято.Недавно встречались с одноклассниками-не виделись 40лет--и они говорят Какая я была задира,заводила,активистка,такая и осталась...Благо дарю за новые познания

    ОтветитьУдалить